СМИ в Голландии

Все, по Амстердаму, ролевым играм и всему, что нас так или иначе касается.

СМИ в Голландии

 #1  Сообщение Доминик » 02 фев 2013, 18:05

Это отрывки из найденного в Сети автореферата.

Распад уникальной системы «колонн», т. е. социального размежевания нидерландского общества с начала XX в. до 1960−70-х гг. на четыре общественно-политические группы: римско-католическую, протестантскую, социал-демократическую и либеральную можно рассматривать как свидетельство постепенного исчезновения под влиянием факторов глобального характера национальных особенностей медиасистем стран Западной Европы и сближение их на основе единой медиамодели. Пример Нидерландов демонстрирует, как под влиянием глобальных процессов происходит изменение роли и места партийной печати в обществе, где партийная пресса на протяжении длительного времени была непременным компонентом национальной модели СМИ. В этом контексте изучение медиасистемы Нидерландов, как конкретного случая общемирового процесса, приобретает несомненную актуальность и значимость.

Отметим, что у каждой из «колонн» в период подобного общественного разделения имелись свои социальные институты, в том числе средства массовой информации, транслирующие взгляды соответствующей «колонны» в более широкий социальный контекст. Принадлежность печатных СМИ к «колонне» проявлялась особенно явно: речь шла как об открытой поддержке газетой определенного религиозного или политического движения, так и о наличии значительного объема материалов на темы, касающиеся своей «колонны», и игнорировании событий, относящихся к сфере деятельности других «колонн», или представлении их в негативном ракурсе.

В настоящее время системы «колонн» в стране не существует, однако некоторые печатные издания по традиции продолжают ассоциировать себя с одной из четырех общественно-политических групп, в то время как формально причислять их к изданиям «колонн» не представляется возможным. Вместе с тем, существование в Нидерландах на протяжении полувека деления общества на отдельные сегменты должно было, на наш взгляд, иметь определенный резонанс в современной прессе.
Так, мы полагаем, что распад «колонн» во второй половине XX в. и последующие за этим гомогенизация нидерландского общества и коммерциализация СМИ отразились на таких аспектах, как выбор целевой аудитории СМИ, роль и самоидентификация журналиста, наличие или отсутствие взаимосвязи публикуемого контента с идеологической линией «колонны» и т. д.
В этой связи представляется целесообразным выдвинуть гипотезу о том, что модель демократического корпоративизма, свойственная Нидерландам во времена социального размежевания, характеризуется в настоящее время устойчивой тенденцией к трансформации в более однородную модель, отличительными чертами которой являются отсутствие прямых связей между медиа и политическими структурами, деполитизация прессы, профессионализация журналистской деятельности, ослабление государственного вмешательства в информационную систему общества, коммерциализация СМИ и их ориентация на массовую аудиторию.

Система сегментированного общества Нидерландов, существовавшая в стране в 1900–1970-е гг., оказала несомненное влияние на сферу массовой информации, обуславливая преимущественный интерес СМИ к событиям, происходящим внутри своего сегмента, и игнорирование или негативную трактовку действий представителей других общественных групп.
Исчезновение «колонн» во второй половине XX в. и последующие за этим гомогенизация нидерландского общества и коммерциализация СМИ отразились на таких аспектах, как выбор целевой аудитории СМИ, роль журналиста, наличие или отсутствие взаимосвязи публикуемого контента с идеологической линией партии. Так, постепенно произошел уход от политически аффилированных газет в сторону универсальных изданий, повысился интерес к читателям как индивидуальным потребителям СМИ, а не как к сторонникам определенного политического или религиозного течения, расширились полномочия журналистов – с распадом «колонн» они обрели большую свободу в своих оценках и мнениях.
Нидерланды сегодня можно рассматривать в контексте глобальных тенденций, свойственных медиасистемам большинства стран: исчезновение партийной прессы, децентрализация СМИ, подчинение работы медиапредприятий рыночной логике, стремление к интерактивности, появление новых активных аудиторий, которые принимают на себя часть творческих функций журналистов по созданию информации, конвергенция СМИ, падение тиражей газет, в последнее время усугубившееся активным распространением бесплатных изданий, интенсивное развитие информационно-коммуникационных и цифровых технологий, а также пользовательского контента (UGC) и ряд других. Распад уникальной общественной системы «колонн» в Нидерландах можно рассматривать как свидетельство постепенного исчезновения национальных особенностей медиасистем стран Западной Европы и сближение их в контексте единой медиамодели.
Политическое развитие Нидерландов после исчезновения системы размежевания, как и развитие других европейских стран, на современном этапе идет по пути перехода к консенсусному типу демократии. На это указывает стремление государства к многопартийности, пропорциональному представительству в парламенте объединений различной политической направленности, формированию властными структурами большой правительственной коалиции, законодательному обеспечению плюрализма мнений в СМИ.
Модель демократического корпоративизма, свойственная Нидерландам во времена социального размежевания, в настоящее время имеет устойчивую тенденцию к модели более общего типа, характерными чертами которой являются отсутствие прямых связей между медиа и политическими структурами, коммерциализация СМИ и их ориентация на массовую аудиторию, профессионализация журналистской деятельности, ослабление государственного вмешательства в информационную систему общества, переход к рыночной экономике.

В параграфе 2.3 «Пресса Нидерландов после распада «колонн» (1980−2000 гг.)» подтверждается мысль о том, что после исчезновения системы размежевания печатные издания Нидерландов претерпели существенные изменения. Так, постепенная гомогенизация нидерландского общества, усиление коммерциализации, развитие журналистской автономии привели к деполитизации прессы, переходу изданий от политически аффилированных в разряд «изданий для всех». Соответственно, изменилась и целевая аудитория газет – читатели стали восприниматься не как последователи определенного общественно-политического течения, а как индивидуальные потребители масс-медиа. Изменилась также роль журналиста: отныне он не являлся исключительно посредником между политической группой и ее потенциальными избирателями, а обрел статус нейтральной стороны, не руководствующейся в своей деятельности политическими пристрастиями.
В числе актуальных тенденций, характеризующих систему СМИ Нидерландов сегодня, мы отмечаем также уверенный рост популярности коммерческих телепрограмм, увеличение времени просмотра телевизионных программ и прослушивания радиопередач и снижение доли региональных федеральных вещателей на телевизионном и радиорынке Нидерландов.
Говоря о печатных СМИ Нидерландов, мы выявили одну из наиболее актуальных тенденций – наблюдающееся падение тиражей основных общенациональных газет. Так, например, совокупный разовый тираж крупнейшего федерального издания «Де Телеграф» (De Telegraaf) упал в 2010 г. на 19,8% по сравнению с данными 2001 г. Во многом эта тенденция связана с интенсивным развитием информационно-коммуникационных технологий, а также с широким распространением бесплатных газет в Нидерландах. Немаловажным является и то, что цифровые онлайновые СМИ переживают сейчас период активного возникновения и быстрого роста пользовательского контента, что усиливает размывание массовой аудитории и способствует созданию активных аудиторий, принимающих на себя часть творческих функций журналистов по созданию информации.
На примере трансформаций, которым подвергся печатный рынок Нидерландов после распада «колонн», можно судить о комплексе глобальных тенденций, свойственных странам Западной Европы в XXI в.: глобализация, коммерциализация, деполитизация и гомогенизация прессы, ориентация на ценности рыночной экономики, переход к консенсусному типу демократии. Последний фактор подтверждают итоги парламентских выборов в Нидерландах в 2010 г. Результаты показали, что ни одна из партий не занимает на современном этапе доминирующего положения в парламенте. Многопартийность, участие в исполнительной власти посредством большой правительственной коалиции, сбалансированное представительство в парламенте объединений различной политической направленности, свойственные стране и во время системы «колонн», позволяют, используя терминологию А. Лейпхарта, отнести Нидерланды к консенсусному типу демократии.

В параграфе 3.3. «Контент-анализ материалов газеты «Алхемейн Дахблад» (2010 г.)» продемонстрировано, что сегодня, как и в эпоху размежевания, изданию свойственен аналитический подход к освещению событий общественной жизни, а для журналистов несомненную значимость имеют обстоятельная аргументация и интерпретация фактов. На это в частности указывает превалирование в «Алхемейн Дахблад» статей и заметок над прочими жанрами (25 статей и 25 заметок из 81 публикации). Наиболее часто встречаемая форма публикации материалов в «Алхемейн Дахблад» – текст с фото или рисунком (44 материала). Можно предположить, что подобная форма публикации позволяет удачно соединить аналитичность изложения фактов с наглядностью.
Рассмотрение характера оценочных суждений в издании 2010 г. подтвердило предположение о превалировании на современном этапе нейтральной оценки и стремления к максимальной объективности при освещении хода и итогов избирательной кампании. Из 81 изученной публикации только шесть могут быть классифицированы как материалы с положительной или негативной оценкой.
Основной предметной областью опубликованных материалов, как и в 1918 г., была сфера политики. Из 81 публикации «Алхемейн Дахблад» в 2010 г. 77 были так или иначе связаны с политической жизнью общества.
В отличие от материалов 1918 г., в публикациях 2010 г. центральный акцент был сделан на личности политических деятелей как представителей определенной общественной группы. Эта тенденция напрямую связана, на наш взгляд, с переходом Нидерландов от сегментированного общества «колонн» к интегрированному обществу современности. Следствием этого является повышение интереса к человеку, его индивидуальным качествам, а не политическим пристрастиям и, соответственно, определенный спад интереса к партийным объединениям, постепенная деполитизация прессы.

А это ссылка на скачивание.

Теперь про телевидение:

Нидерландская модель: базовые «колонны» программной политики. Система общественного вещания в Нидерландах основана на обеспечении равного доступа к эфиру основных политических и культурных групп. Нидерландский исследователь И. Бардуль в связи с этим вводит концепцию «четырех колонн», на которых базируется система общественного вещания в стране. Выявление основных «колонн» первоначально шло в соответствии с религиозным принципом: в Голландии, как известно, доминируют две религии – кальвинизм и католицизм. В дополнение к этим двум «колоннам» с учетом социальной структуры нидерландского общества выделяются еще две «колонны», связанные со сторонниками социалистической и либеральной партий.
Нидерландская модель общественного вещания построена таким образом, чтобы зрительские запросы четырех важнейших социальных групп были удовлетворены. Концепция «баланса» прослеживается и в подходе к программной политике: баланс должен соблюдаться между разными точками зрения в программах новостей и анализе текущей политики. На основании описанной выше стратификации нидерландского общества закон о вещании 1967 г. установил три категории организаций, имеющих доступ к эфиру общественного вещателя NOS. Кстати, обновленный закон о СМИ от 1989 г. полностью сохранил и подтвердил все положения закона о вещании 1967 г. Все эти вещательные организации, имеющие статус независимых с индивидуальным членством, и формируют общественную телерадиовещательную корпорацию Нидерландов – NOS.
Каждая из них получает объем эфирного времени в соответствии с числом своих членов. Первый тип организаций – категории «А» – должен насчитывать не менее 450000 чел. К этой категории как и раз и относятся представители четырех «колонн» – религиозных и политических объединений, на которых базируется нидерландское общество: протестанты, католики, социалисты и либералы. Каждое объединение получает недельную квоту в размере 9 часов телевизионного времени. Следующий тип организаций – категории «Б» – с числом членов от 300000 до 450000 чел. получает 5,5 часа в неделю. Третий тип организаций – категория «В» – должен насчитывать от 150000 членов. Они получают на общественном телевидении 2,5 часа в неделю. Существует еще и категория «кандидатов» для организаций, насчитывающих не менее 60000 чел. Для них предоставляется своего рода испытательный срок: в течение двух лет они получают один час телевизионного времени в неделю при условии увеличения своей численности до 150000 чел. за три года. Общественное вещание Нидерландов является открытой системой: старые организации могут выйти из нее, новые – присоединиться.
Вещательные организации, которым предоставлено время вещания, подают заявку, оговаривающую их программную политику. Совет центральной организации NOS должен следить за соблюдением этого порядка, а также координировать вещание и производить те программы, для которых нужны общие усилия, например спортивные.
До недавней реформы системы вещания NOS частично финансировалась за счет традиционной абонентской платы. В 1999 г. эта система была преобразована в налоговую. Это означает, что сейчас средняя семья платит ежегодно около 100 евро налога за национальное и региональное радио и телевидение. Эта сумма сравнительно невелика: так, в Австрии или Дании абонентская плата выше почти в два раза. Остальные поступления в бюджет NOS поступают в виде прямого государственного финансирования и от размещения рекламы. Однако для того чтобы вывести общественного вещателя из-под коммерческого давления, рекламная деятельность осуществляется через специальную общественную рекламно-вещательную организацию STER, частично субсидирующую и газеты. Все средства STER направляет в министерство образования, культуры и науки, что гарантирует отсутствие прямой связи между рекламой и деятельностью общественного телевидения. Эфирное время, отводимое в программах общественного ТВ под рекламу, ограничено тремя часами в неделю, реклама не прерывает передачи, а размещается только в перерывах между ними. Таким образом, конечный вариант системы финансирования нидерландского ТВ довольно сложен.
Бюджет NOS = 74% средств государственного гранта (налоги зрителей, субсидии правительства на общее управление, специальные субсидии на производство программ для вещательных организаций) + 26% от размещения рекламы.
Подобная система, несмотря на некоторую бюрократизацию и сложность, привела к созданию действительно плюралистического телевидения, способствовавшего культурной интеграции общества. Опыт Нидерландов показал, что зрительский контроль, осуществляемый посредством абонентской платы, предоставляет возможность поддерживать определенное равенство в доступе к программам и способствует производству общественно значимых передач.

Источник

И немножко про газеты:

«газетные страны» – европейские страны, где число газет на 1000 чел. наиболее высоко, а доля газет на рекламном рынке превышает 50%, оставляя на долю ТВ в среднем до 20% (Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия, Швейцария, Нидерланды, Ирландия, Германия).

в развитых странах северного региона Европы значительную часть общенационального тиража аккумулируют столицы с пригородами. Так, в Великобритании на долю лондонских газет приходится 74% тиража ежедневных газет при столичном населении, составляющем только 21% от общего показателя. Аналогичная ситуация характерна для Швеции, Норвегии, Финляндии, Нидерландов, Бельгии.

Источник
Черный цвет - это стильно.
Анкета
Чарник
 
Вещи и внешность: одет в костюм с синим отливом, сорочку с запонками и галстук. Волосы распущены, во внутреннем кармане пиджака портмоне с документами, 35 евро кэшем и карточкой, на которой еще 1000, в наружном кармане - диктофон, ручка, блокнот. Под левой подмышкой кобура с пистолетом Вальтер П99. В карманах брюк телефон, сигареты, зажигалка. Также имеет при себе темную шляпу

Скутер

За это сообщение автора Доминик поблагодарили: 2
Брэндон РейнольдсЕва Адель Мейер
Аватар пользователя
Доминик
Понаехавший
 

Выпито: 13 БП.
Пожертовано: 15 БП.
Сообщений: 73
Зарегистрирован: 07 окт 2012

Вернуться в Полезные статьи


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron